Проспект Мира 124/15
Москва, Россия, 129164
+7(495) 725 2710
+7(495) 517 8877
Ассоциация
Шесть Сигм
Работы и События
Программа семинаров
Книга-Методика
Полезная информация
Контакты
Планета Шесть Сигм
 

 

<<<..

КВАЛИФИКАЦИЯ - «ЗЕЛЕНЫЙ ПОЯС»

Концепция «Шесть сигм», которой только в последнее время было посвящено несколько публикаций нашего журнала (№ 12, 2001 г., № 4 и 6, 2002 г.), начинает использоваться на российских предприятиях. Практическому освоению этой концепции, естественно, предшествует обучение специалистов, призванных ее осуществлять. О том, как проходит такое обучение, рассказывает заместитель директора по качеству и сертификации, начальник отдела технического контроля Открытого Акционерного Общества «АВИСМА титано-магниевый комбинат», обладатель «зеленого пояса» по методу «Шесть сигм» - Игорь Анатольевич Сизиков.

Когда и где Вы проходили обучение методу «Шесть сигм»? По каким критериям и каким образом отбирались кандидатуры для обучения?

Обучение методу «Шесть сигм» проходило в г. Верхняя Салда Свердловской области на базе «ВСМПО» с мая 2001 г. и по плану должно было закончиться в сентябре 2001 г. Но из-за известных событий в США закончилось в январе 2002 г.

Программа состояла из трех недельных учебных семестров с перерывом на выполнение курсовых практических работ по изученному материалу и финальной сессии - сдачи проекта по выбранной теме. Обучение проходило на английском языке (с синхронным переводом). Весь учебный материал был представлен на английском и русском языках, как на бумажном носителе, так и в компьютерном виде.

В обучении участвовали специалисты трех предприятий России: «ВСМПО» - 14 человек, ОАО «АВИСМА» - 6 человек и «Рыбинские моторы» (НПО «Сатурн») - 3 человека, из них: 8 - специалисты в области качества и сертификации, 5 - по маркетингу и продажам, 4 - по управлению производством, 3 - по управлению персоналом, 3 - в сфере экономики и финансов. Должностной статус участников обучения - начальники и заместители начальников отделов, ведущие специалисты. Ядром команды отбираемых кандидатов на обучение были специалисты вышеупомянутых предприятий, прошедшие обучение в компании GE Aircraft Engines по курсу «Ориентация поставщика» (Supplier Orientation - Supply Chain Quality) на «ВСМПО» и «АВИСМА», которые являются составными частями одной корпорации. Отбором кандидатов на обучение руководил лично генеральный директор, ориентируясь на критерии: профессиональную подготовку и свободное владение компьютером.

Обучение проводили специалисты компании GE Aircraft Engines, ведущий преподаватель Адам Бабеж (Adam Babiarz), обладатель «черного пояса» и Гжегаш Карпюк. Кураторами от Московского представительства этой компании были Андрей Халутин и Дина Демидова - обладатели «зеленых поясов».

Какие основные цели ставились организаторами обучения?

Задачи, которые пришлось решать каждому слушателю были такими: овладение теорией, активное участие в тренингах, практическое применение метода «Шесть сигм», предполагающее получение дополнительного эффекта у поставщика (снижение издержек, непроизводственных расходов, себестоимости, и как следствие, уменьшение отпускной цены).

Каково основное содержание курса? В чем суть философии обучения методу «Шесть сигм»?

Курс обучения разбит на пять этапов:

  • Определение дефектов.

  • Измерение.

  • Анализ.

  • Улучшение.

  • Контроль.

В этапы включены известные статистические методы, такие как анализ по методу Парето, модель Кано, диаграмма Исикавы, распределение Пуассона, функция потерь Тагути, анализ воспроизводимости процесса, метод FMEA (анализ видов и последствий отказов) и т. д.

Рассматриваются схемы процессов типов: DMAIC (определять, измерять, анализировать, улучшать, контролировать), DMADV (определять, измерять, анализировать, проектировать, проверять), SIPOC (поставщики, входы, проект, выходы, потребители - средство описания процесса); QFD (развертывание (структурирование) функции качества).

Все методологические пособия по каждому этапу содержат анкету обратной связи по пройденному этапу курса «Шесть сигм». В учебных пособиях есть целые разделы по психологии. Во время обучения группа разбивается на команды, которые проводят практические занятия и выполняют групповые статистические расчеты. Большое внимание уделяется психологическому климату в команде, умению распределять функции между ее членами и выявлять лидера. Преподаватели всеми способами поддерживают дух соревнования между командами. В ходе обучения большую роль играют темы: «Планирование эксперимента» и «Анализ рисков». Обычно занятия проводятся в компьютерных классах, где на каждого слушателя приходится компьютер (но в этот раз, чтобы обучить как можно больше человек, за одним компьютером было по два человека). Используются программы EXCEL, MINITAB, POWERPOINT. Весь графический материал преподаватели представляют на слайдах (каждый этап иллюстрируется приблизительно 200-300 слайдами). В процессе обучения проводится много игр со статистическим расчетом результатов игры. В конце каждого методического пособия приведены примеры выполнения курсовых проектов по пройденному этапу (различные варианты - бизнес-проект, цеховой проект и т. д.). Философию обучения можно свести к тезисам:

  • Внедрение метода «Шесть сигм» возможно только при заинтересованности первого руководителя компании.

  • Это нужно тебе, твоей компании и вашему потребителю.

  • Результат можно достигнуть, только работая в команде.

  • Необходимо все измерять и анализировать.

  • Любой процесс стоит денег.

С точки зрения статистики метод «Шесть сигм» - это процесс, дающий только 3,4 дефекта на миллион возможностей. Как бизнес-стратегия - это общая стратегия, определяющая философию производителя в области качества, уровень качества основных продуктов, процессов и услуг. Достижение уровня 6 s обеспечивается при помощи набора статистических инструментов и методик, используемых специально обученными работниками для улучшения процессов путем уменьшения разброса и числа дефектов.

Что дает концепция «Шесть сигм» (основные лозунги):

  • Для клиентов - обеспечивает более высокое качество и низкие цены.

  • Для акционеров - дает возможность повышать свои доходы.

  • Для поставщиков - дает возможность получать новые средства достижения успеха.

  • Для сотрудников - открывает более широкие возможности в работе и дает чувство гордости за выполняемую работу.

Известно, что в процессе обучения этому методу слушателями выполняется ряд практических проектов. Не могли бы Вы подробнее рассказать, как это происходит?

В ходе обучения каждый слушатель выполняет проект по выбранной в начале обучения и согласованной с руководством направившей его компании теме. Проект выполняется только в компьютерном виде. Окончательный проект формируется на базе поэтапных курсовых проектов. В состав проекта по каждому этапу обучения входят обязательные листы:

а) Сводка по проекту, включающая: краткое описание места выполнения работы; наименование проекта; цель проекта; дефект, устраняемый при выполнении проекта; сроки выполнения проекта; ведущее подразделение, участвующее в проекте; кто является спонсором проекта; кто отвечает за выделение ресурсов на выполнение проекта; владелец процесса; руководитель проекта.

б) Состав команды, выполняющей проект (этап проекта), с распределением функций и сводной таблицей по обучению команды методу «Шесть сигм».

в) Описание исследуемого объекта и его фотография.

г) График с указанием DPU (число дефектов на единицу продукции) на каждом этапе процесса.

д) Карта оценки проекта, показывающая, какие работы уже выполнены по этапу и по проекту в целом.

Кроме обязательных листов в курсовой проект входят листы с графиками, таблицами, схемами и расчетами по каждому этапу проекта.

В окончательный проект входят листы, иллюстрирующие все этапы проекта, планы контроля за изменениями, сделанными в ходе проекта. Кроме того, листы с анализом уроков, извлеченных при выполнении проекта, и с планом работ, которые автор проекта намечает сделать. И единственный лист на бумажном носителе с формой закрытия проекта, содержащий:

  • информацию об объекте проекта на начальной и конечной стадиях проекта с указанием процента изменений показателей за весь проект;

  • информацию о финансовых итогах проекта;

  • перечень тем, остающихся открытыми на момент закрытия проекта, с указанием сроков выполнения и ответственных лиц за их выполнение, делается при необходимости;

  • подписи автора, спонсора, куратора и главного финансиста компании (главного бухгалтера).

Как оцениваются результаты овладения методом «Шесть сигм»? Каков порядок присуждения «поясов»?

После каждого этапа обучения все слушатели выполняют курсовые работы, а началом следующего этапа служат защита проектов перед аудиторией и оценка их специалистом, имеющим квалификацию «черный пояс». Данные о проектах заносятся в компьютерную базу компании GE Aircraft Engines. Заполненная и оформленная должным образом форма закрытия проекта является основанием для присуждения «пояса». Претендент на «зеленый пояс» должен выполнить как минимум один проект. Чтобы стать обладателем «черного пояса», необходимо выполнить как минимум 20 проектов, иметь рекомендацию руководства или действующего специалиста такой квалификации и пройти дополнительный расширенный курс обучения. После получения «черного пояса» специалист ставится в горячий резерв на замещение должности в руководстве компании. Знаками различия для поясов в компании GE Aircraft Engines являются выдаваемые вместе с сертификатом футболки соответствующего цвета и имеющие нашивки с символикой «6s». Основные задачи специалистов - обладателей «черных поясов»: выполнение новых проектов, подбор кандидатов на получение квалификации «зеленый» и «черный пояса», обучение специалистов, претендующих на «зеленый пояс» и курирование выполнения ими проектов.

С какими трудностями пришлось Вам столкнуться в процессе обучения? Как их удалось преодолеть?

Основная трудность состояла в том, что работа над проектом и его оформление осуществляются на английском языке (программа MINITAB, в которой выполняются большинство расчетов и построение графиков, не русифицирована), а обсуждение и подготовка материала производятся на русском языке. Приходилось готовить дополнительные сноски и пояснения на русском языке. Сам процесс обучения был продуман и организован хорошо, за что большое спасибо сотрудникам «ВСМПО».

В какой мере и где конкретно (на каких участках работы) Вам удалось применить полученные знания?

Так как проекты выполнялись на конкретные производственные темы и по специфике основной выполняемой работы, то практические результаты начали появляться уже в ходе обучения. Мною выполнялся проект по удовлетворению новых требований потребителей к качеству выпускаемой продукции. Собраны и проанализированы данные по процессу производства, в результате чего даны конкретные предложения и план мероприятия по оптимизации циклов производства и контроля. По результатам работы стало возможно выполнить новые требования заказчика и получить дополнительный контракт на производство.

В постоянной работе пройденное обучение очень помогает быстро выполнять анализ воспроизводимости процессов и принимать решения на основе статистически достоверного материала с возможностью цифровой оценки мер корректирующего воздействия. Как пример текущей работы - на основе статистически достоверного материала было принято решение о значительном сокращении выполняемых центральной заводской лабораторией анализов.

Публикацию подготовил В.В. Пшенников

 

Источник:

Журнал Методы менеджмента качества  №7, 2002

 

вернуться на предыдущую страницу